Сегодня искусство является товаром, который постоянно находится в обращении на рынке. Но товар этот особый, коренным образом отличающийся от всех остальных.
Во-первых, произведения искусства – единственные в своём роде. То, что вы приобрели у художника или арт-дилера, более нигде и ни у кого не доступно. Во-вторых, статус особого товара произведения искусства получают благодаря своей долговечности, ведь ценность искусства не исчерпывается, как, например, ценность потребительского товара, и не снижается со временем, но, напротив, лишь возрастает в цене. По сути, это инвестиция, ставка на будущее, где покупатель платит не только за предмет, но и за его потенциальную значимость.
Из чего же складываются критерии оценки произведений искусства?
Здесь можно привести тысячу и один фактор, но решающим всегда будет один – символическая ценность произведения, которая представляет собой выражение некой абстрактной значимости. Она суммируется на основе таких параметров, как уникальность и самобытность произведения, репутация его автора (к слову, не всегда положительная) и, конечно же, признание со стороны профессионального сообщества – арт-критиков, коллекционеров, галеристов, искусствоведов, арт-дилеров.
Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, символическую ценность нельзя выразить в денежном эквиваленте, а, с другой, именно она во многом определяет и обосновывает рыночную стоимость произведений искусства.
Такое «особое» положение искусства на рынке делает критерии его оценки предметом постоянных споров, не теряющих с годами своей актуальности и остроты. Ведь, если речь идёт об оценке «бесценного», то и бесконечность не придел: «Искусство – есть нечто волшебное и совершенное, за него не жаль заплатить не малую сумму именно потому, что его истинную ценность нельзя исчислить в денежном эквиваленте».