ГАЛЕРЕЯ

живопись графика скульптура

8(499) 978-18-63
8(985) 998-06-58
gallery.tnkart@yandex.ru

Русские классические
традиции в живописи

Русский / English

 

Павел Флоренский

23 апреля 2017

Павел Флоренский

23 ноября в Мультимедиа Арт Музее, Москва открывается выставка «Павел Флоренский — русский Леонардо». Выставка рассказывает о русском религиозном философе, богослове, ученом, поэте и священнике Павле Александровиче Флоренском (1882–1937), одном из самых ярких и трагических представителей эпохи культурного и религиозного ренессанса Серебряного века; в декабре исполнится 75 лет со дня его мученической кончины.


В экспозицию выставки включены уникальные экспонаты из Музея-квартиры священника Павла Флоренского: рисунки, рукописи, мемориальные предметы, портреты, фотографии, иллюстрации ученого к курсу классической греческой философии; материалы, связанные с научными изысканиями в области фотографии, минералогии, изучения вечной мерзлоты, производства йода из водорослей и агар-агара. Впервые демонстрируются несколько фотографий с оригинальных стеклянных негативов, сделанных Флоренским в конце XIX века, а также рукопись трактата «Предполагаемое государственное устройство в будущем», написанного в экстремальных условиях заключения на Лубянке в 1933 году.

Священника Павла Флоренского по праву величают русским Леонардо да Винчи. Гениальный мыслитель и ученый, инженер и изобретатель, он внес заметный вклад в философию и богословие, филологию и искусствознание, математику и физику, этнографию и музееведение, электротехнику и геологию. Необычайна разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста ХХ века. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он одновременно занимался исследованиями материального мира и истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество П. А. Флоренского имеют общекультурное и общецерковное значение. 

В звании профессора П. А. Флоренский преподавал в Московской Духовной академии историю философии (1908–1919). Тематика его лекций была обширна: Платон и Кант, мышление еврейское и мышление западноевропейское, оккультизм и христианство, религиозный культ и культура. 

П. А. Флоренский много писал об общеевропейском духовном кризисе, в который была вовлечена и Россия, часто говорил о ее надвигавшемся крушении из-за потери духовных и национальных устоев. Революция не стала для него неожиданностью. Его мнение, что установление советской власти имеет закономерный и необратимый до времени характер, а потому следует принять все, что она с собой несет, за исключением безбожия, привело отца Павла к действительной политической лояльности по отношению к советской власти при идейном противостоянии насаждавшейся атеистической идеологии. 

Дружбой П. А. Флоренского дорожили выдающиеся философы и писатели, художники и музыканты: С. Булгаков, В. Розанов, А. Лосев, А. Белый, В. Хлебников, М. ВолошинМ. Нестеров, В. Фаворский, М. Юдина и другие.

В 1922 году увидела свет книга П. А. Флоренского «Мнимости в геометрии», в которой он с помощью математических экстраполяций и парадоксов теории относительности А. Эйнштейна, опираясь на геометрию Н. Лобачевского, дерзновенно доказывал существование сверхъестественного мира, средоточием которого является Бог, Творец и Вседержитель. Протоиерей Александр Мень подчеркивал, что Флоренский одновременно и независимо от А. А. Фридмана (1888–1925) пришел к идее искривленного пространства и теории расширяющейся Вселенной. В последнем параграфе «Мнимостей» сопоставляются коперниканская и птолемеева (воплощенная в «Божественной комедии» Данте) картины мира и приводятся аргументы в защиту истинности последней. Флоренский пишет об обратимости времени в горнем мире и о возможности прорыва в этот мир за порогом сверхсветовых скоростей. Книга явилась одной из причин для обвинения Флоренского в мистицизме и последующих гонений против него.

В жизни П. А. Флоренского фотография занимала исключительное место, он любил фотографировать и увлекался фотоискусством с отроческих лет. Каждый фотоснимок был для него символом непреходящего, запечатлевая мгновение как дань вечности. Не случайно книжные шкафы в кабинете мыслителя были украшены фотоснимками Акрополя, античных статуй и барельефов. В студенческие годы, тоскуя по родным и близким, он писал отцу: «Только утешение в фотографиях, которыми увесил комнату». Занимаясь позднее, уже в зрелые годы, изучением своей родословной, он любовно и тщательно переснимал старые фотографии (они представлены на выставке). В работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924–1925), в других лекциях по искусству Флоренский изложил концептуальные основы философии фотографии. В 1930 году ученый разработал компактный прибор, позволяющий производить фотосъемку в невидимых лучах без источника электрического тока, в полной темноте и бесшумно. Аппарат был назван «аидограф», что означает «рисующий невидимое», и запатентован (совместно с Г. Я. Арьякасом) как «ручной аппарат для фотографирования в невидимых лучах», т.е. в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, за границами видимого спектра. В дальневосточной ссылке, исследуя вечную мерзлоту и ледяные кристаллы, Флоренский умело использовал микрофотографию и смастерил специальную фотокамеру к микроскопу. Еще ранее, в 1922 году он изобрел ультра-микроскоп со сдвигом (см. «Вестник инженеров», 1922, № 4).

 В своих умозрениях Флоренский предвосхитил далекое будущее, когда люди научатся «делать мгновенные мысленные обозрения вселенной, разрезы ее, перпендикулярные к направлению времени (предполагая единое время вселенной существующим), давая как бы мгновенные фотографии мира».

скачать dle 10.5фильмы бесплатно

Категория: Новости