100 работ П. Клее
из коллекции Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen можно увидеть на выставке в Дюссельдорфе.
Пауль Клее
18.12. 1879, Мюнхенбухзее — 29.06.1040, Локарно.
Немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.
В наследие Клее входят около 9000 работ. Связанный с экспрессионистами, он был близок таким мастерам, как Гойя, Блейк, Энсор, Мунк, французские сюрреалисты.
Линия стала главным средством выражения, а графика — единственной областью, в которой Клее проявил себя в ранний период творчества. Интонация многих работ иронична и горька. Но им присуща и лёгкость, особая деликатность, некая мудрая отстранённость от изображаемых событий.
Несмотря на агрессивную красочность живописных работ своего экспрессионистического окружения, Клее поначалу мало занимали проблемы цвета. Однако поездка в Тунис, которую он совершил в 1914 г., изменила творческое мировоззрение художника: «Цвет захватил меня, — записал он в дневнике. — Мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины, я — художник».
Нежные цветовые гармонии стали естественной средой для утончённых, волшебных геометрических структур.
1920 год оказался творческим рубежом для художника: вышла в свет его книга «Творческое вероисповедание», издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее, альбом рисунков, в Мюнхене открылась большая ретроспективная выставка его работ. И тогда же он получил приглашение от Вальтера Гропиуса преподавать в «Баухаузе». С 1921 по 1931 г. Клее вел здесь курс композиции.
Используя опыт мастеров шпалер, Клее создал цикл работ, в которых мотивы — дома, лестницы, деревья, а иногда и просто «магические квадраты» — повторяются, заполняя ажурным узором всё пространство холста.
В 1925 участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию, в Берн. В 1935 большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. В 1937 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе.
В последние годы жизни в работах смертельно больного художника появилась глубокая печаль («Страх», 1934 г.; «Смерть и пламя», 1940 г.; «Мрачное путешествие на корабле», 1940 г.).
Клее всегда верил, что изобразительное искусство «не передаёт только видимое, а делает зримым тайно постигнутое».