ГАЛЕРЕЯ

живопись графика скульптура

8(499) 978-18-63
8(985) 998-06-58
gallery.tnkart@yandex.ru

Русские классические
традиции в живописи

Русский / English

 

Фальшивые картины Вермеера Дельфтского

22 апреля 2017

Фальшивые картины Вермеера Дельфтского

До 70-х годов прошлого столетия самыми знаменитыми подделками были, несомненно, фальшивые картины Вермеера Дельфтского (1632–1675), подделанные Ханом ван Меегереном.

В один голос утверждают критики и искусствоведы, Ян Вермеер Дельфтский, «создатель изысканных и рафинированных картин», является – наряду с Рембрандтом – одним из самых выдающихся голландских живописцев. Из его творческого наследия сохранилось только тридцать картин, написанных на полотне или на дереве, преимущественно небольших размеров, около 50×45. Лишь немногие из них имеют большие размеры, превышающие 100 см («Мастерская художника» или «Аллегория Веры»); для сравнения, всем известная «Кружевница» ни в одном параметре не достигает даже 25 см!

Единственные не вызывающие сомнения подписи этого художника находятся только на двух картинах – «Сцена у сводни» и «Астроном». Именно это отсутствие подписей, с одной стороны, а с другой – наличие на некоторых картинах апокрифических дат и подписей, а также многочисленные подделки затрудняют установление полного каталога произведений мастера. Не облегчает дела и весьма фрагментарно известная биография самого Вермеера Дельфтского.

Во время исследования картин из коллекции Геринга (самого крупного «коллекционера» Третьего рейха), голландские эксперты наткнулись на картину «Христос и грешница». Это был несомненный Вермеер, прекрасная картина, одна из лучших, созданных мастером, и, что весьма существенно, до сих пор неизвестная.

Новый Вермеер был уже в руках у голландцев, но предстояло выяснить, как он оказался у Геринга. Ведь произведения Вермеера находились под охраной государства, и кто бы ни вывозил картину за границу, совершил бы преступление. А продажа её оккупантам была по голландским законам коллаборацией. В работу включились следственные органы, и было предпринято тщательное расследование. Удалось установить фамилию продавца картины. Им оказался художник, живущий в Амстердаме, – Хан ван Меегерен. К приходу полиции голландец был готов — угостил полицию ловко скроенной историей, совпадающей в общих чертах с тем, что установили сотрудники следственных органов. «Гости» отнеслись к ответам Меегерена с доверием, и все бы закончилось счастливым концом, если бы последний ответил на вопрос – у кого он купил проданную картину. Это и решило всё дело.

Утром 29 мая 1945 года Хан ванМеегерен был арестован, а на следствии ему было предъявлено обвинение в сотрудничестве с врагами. Сроки, грозящие за сотрудничество и за подделку, существенно отличались. Логика подсказывала ему только одно разумное решение. Меегерен дал исчерпывающие показания, в которых он со всей откровенностью утверждал, что подделал четырнадцать произведений классической голландской живописи, из которых девять «пустил» в рыночный оборот. Он получил за них – за вычетом выплаты посредникам – гораздо больше полумиллиона гульденов. Судебный следователь потребовал, чтобы художник представил доказательства своих слов, написав новые «классические» шедевры. Меегерен выражает согласие. Разносится грандиозная сенсация. Мир искусства потрясён до основания, а знатоки живописи, великие маршаны, директора музеев, поняли, как ненадёжны их знания и какие трещины вдруг появились на их незапятнанных репутациях. И сделал всё это один человек, которому на основании этих незапятнанных репутаций была выплачена огромная сумма денег. В частности, в 1938 году музей в Роттердаме, опираясь на гарантию доктора Бредиуса – международный авторитет в области живописи — приобрёл за большую сумму картины Вермеера «Христос в Эммаусе» и «Последняя вечеря».

Следствие продолжалось два года. Процесс, который превратился в арену показаний пристыжённых свидетелей и скомпрометированных экспертов, закончился обвинительным приговором: год тюрьмы искусному подделывателю картин.

История Меегерена

Ян ван Меегерен родился в 1889году в Девентере. Учился на архитектора, но в 1913 г. сама судьба подтолкнула его стать художником: он получил золотую медаль на выставке в Дельфтском университете за свою акварель. В стиле мастеров XVII века он изобразил интерьер церкви Сен-Лоран в Роттердаме. Работу не только высоко оценило жюри, ее захотел купить коллекционер. Юный художник сделал искуснейшую копию собственной работы, чтобы заработать не только славы, но и денег. Но на этом не останавился.

С другом Вайнгаарденом Меегерен реставрировал чужие картины, специализируясь на малоизвестных мастерах XVII-XVIII вв. Через руки художников прошло большое количество голландских картин. И в 1928г. судьба впервые столкнула партнеров с экспертом Бредиусом.

Ван Меегерен обнаружил картину, которую считал неизвестной работой антверпенского портретиста Халса. Он тщательно отреставрировал картину, а Вайнгаарден нашел хорошего покупателя. Партнерам светили большие деньги. Однако критик и эксперт Бредиус назвал картину подделкой, и сделка сорвалась. Но эксперту принципиальность даром с рук не сошла. Вайнгаарден показал ему «неизвестного Рембрандта», и Бредиус признал его подлинность. Представьте себе выражение Бредиуса, когда прямо у него перед носом Вайнгаарден разрезал полотно на куски — это была искусная подделка, созданная в мастерской Меегерена-Вайнгаардена.

Когда встал вопрос, какого художника можно подделать с наибольшей выгодой и с наименьшим риском попасться, Меегерен выбрал Вермеера.Повод дала сама история Веремеера, при жизни и после. При жизни Вермеер был признанным мастером. Его работы неплохо продавались, и писал он, скорее всего, довольно много. Но его имя было забыто сразу же после смерти. Причем коллекционерам и продавцам следующего столетия Вермеер Дельфтский казался настолько незначительным художником, что его подписи на подлинных работах переписывались на имена других, более известных и лучше продаваемых, авторов.

Когда Европа два века спустя вновь «открыла» Вермеера в 1866 г., благодаря стараниям Теофиля Торе-Бюрже, атрибутировать работы оказалось непросто. Россия, например, упустила своего подлинного Вермеера (в 1900-х годах коллекционер Дмитрий Щукин за 300 рублей купил картину Георга Терборха «Аллегория Веры». Признанный авторитет среди московских коллекционеров, эксперт Илья Остроухов, не признал в работе подлинника. Щукин эксперту поверил и картину продал. Остроухов никогда не ошибался. Холст приобрел директор Гаагского музея Бредиус, который сразу понял, что ему попалось в руки. Бредиус счистил фальшивую подпись Терборха и обнаружил истинную подпись автора — подпись Вермеера. Сейчас эта картина находится в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее).

 

Итак, выбор пал на Вермеера: белых пятен в его биографии много (до сих пор). Нужен старинный холст, подрамник и краски. Соответствующие эпохе голландского художника XVII в.

Меегерен нашел картину второстепенного автора XVII века, не представлявшую особой ценности. Он подобрал краски, какими пользовались художники того периода. Так как сам Хан занимался реставрацией, он знал, где достать краски, кисти, растворители. Он научился сам готовить краски так, чтобы никакой химический анализ не выявил подделки. Оставался кракелюр — мельчайшие трещины масляной краски, появляющиеся спустя десятки лет после полного высыхания масла на подмалевке. И пыль веков, въевшаяся в эти трещинки. Как сделать кракелюр? Как подделать «пыль веков»?
Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, счистив со старого холста изображение, написать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок не за полсотни лет, как это было во времена «малых голландцев», Меегерен решил обратиться к последним достижениям химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали не за пятьдесят лет, а за два часа.

Таким образом, работа выглядела приблизительно так: счищаем со старинного холста верхний слой так, чтобы остались трещины. Поверх этого слоя специальными красками пишем настоящий шедевр, достойный подписи Вермеера. «Пыль веков» тоже была изобретена ван Меегереном — после того как высох слой лака на картине, он покрыл все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просачивалась в трещины, заполненные лаком. Смываем китайскую тушь и лак с помощью скипидара, вот и она, въевшаяся за столетия пыль! Заново покрываем холст лаком и ждем, чтобы он высох. Шедевр готов.

Картина потребовала семь месяцев ежедневной напряженной работы. Но ее еще нужно было подписать – и с этой задачей ван Меегерен справился.

Как обнародовать неизвестный шедевр? Достойной работе нужна была и достойная легенда. Он придумал поистине детективно-приключенческую историю о том, как нашел свой шедевр в Италии, как контрабандой привез ее на паруснике в Монте-Карло, и рассказал эту легенду не эксперту живописи — а своему другу, юристу Боону. Тот молчать не стал, и вскоре картиной заинтересовались эксперты и коллекционеры. О сенсационной находке писали газеты.

Последнее слово осталось за экспертом! Все тот же авторитетнейший эксперт Бредиус, который когда-то ловко обошел Илью Остроухова и Щукина. Картина «Христос из Эммауса» была признана Бредиусом как неизвестное ранее произведение кисти Вермеера Дельфтского, и притом одно из лучших! Хан ван Меегерен получил от продажи 340 тысяч гульденов. И часть этих денег потратил из своего кармана великий специалист по Вермееру Бредиус, который отверг самого настоящего Хальса!

Меегерен вошел во вкус. Он подделывл не только Вермеера. Работал и под Терборха, и под Питера де Хоха, и под Франца Хальса. Но все же именно Вермееру отдавал предпочтение: с 1938 по 1943 Хан написал целую серию «неизвестных картин Вермеера».

Попался художник на полотне «Христос и судьи» за подписью Вермеера. Его купил в 1943 г. Герман Геринг в свою личную коллекцию, заплатил миллион шестьсот тысяч гульденов. Дальнейшая история уже известна…

Под присмотром охранников в камере заключения ванн Меегерен написал своего последнего Вермеера: Молодого Христа, проповедующего в храме.

 

 Чуворкина О.А.

скачать dle 10.5фильмы бесплатно

Категория: Новости