Авторство картины «Девушка с нотами» принадлежит не русскому художнику Петру Нестерову, как указано на ее обороте, а голландскому живописцу XVII в. — Якобу Адриансу Баккеру, ученику Рембрандта.
Заново атрибутированная картина останется в собрании Третьяковской галереи, и с четверга ее могут увидеть все посетители выставки «Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века».
Надпись «Петръ Нестеровъ, 1797» на обороте доски, на которой написана картина, как показала экспертиза, является не подписью художника, а именем владельца картины. Так как произведения Петра Нестерова не дошли до наших дней, исследователи не могли судить о творческой манере художника. В музее предполагали, что «Девушка с нотами» — копия картины неизвестного иностранного художника, выполненная русским живописцем в конце XVIII в. Однако предположение о копии было также опровергнуто в результате экспертизы слоев живописи. Затем сотрудники галереи обратились к специалистам по западноевропейскому искусству, которые датировали картину и выяснили, что она была создана не в конце XVIII, а в начале XVII века (1630-е гг.).
Профессор Вадим Садков, заведующий отделом старых мастеров в ГМИИ имени Пушкина, предположил, что в Третьяковской галерее находится авторское повторение работы Якоба Адрианса Баккера «Поющая пастушка». Полотно известно по воспроизведению в одном из каталогов выставки мастера. Оно было утрачено в годы Второй мировой войны. Однако известно, что картина в собрании галереи находится в России с начала XX века — в коллекцию Третьяковской галереи она попала в 1927 году из собрания Государственного музейного фонда (ГМФ) под названием «Поющая девушка». До 1918 г. полотно находилось в собрании коллекционера западноевропейского искусства по фамилии Фейтельберг. В 1918-м его коллекция попала в ГМФ, а затем её большая часть была передана в Государственный музей изящных искусств (с 1937 г. — ГМИИ имени Пушкина). В Третьяковку попала только «Поющая девушка», вероятно, из-за имени русского художника, указанного на обороте.
Голландский портретист и живописец Якоб Адрианс Баккер родился в семье булочника Тьерксзоона, изменившего фамилию на Баккер (пекарь). Баккер учился у живописца Ламберта Якобсона в Леувардене, затем переехал вместе со своим другом Говертом Флинком в Амстердам, где Флинк поступил в мастерскую Рембрандта. Неизвестно, последовал ли за ним Баккер, однако считается, что его дальнейшее творчество находилось именно под влиянием Рембрандта.
Материалы по теме: «Рембрандт? Дело Саула и Давида»